Кредиты
14.04.2009

Бюро кредитных находок

Кредитоспособность. Падение активности на рынке потребительских ссуд не оставило бюро кредитных историй (БКИ) без работы – они берут на себя функции риск-менеджмента и переключаются на корпоративный сектор.

 

Когда в начале марта пиарщик одной из столичных алкогольных компаний Илья Березнюк пришел в банк за кредитом на ноутбук, ему настоятельно порекомендовали согласиться на передачу данных в бюро кредитных историй.

Объяснение было простым: у клиента оставался небольшой оста­ток по кредиту в другом банке. Теперь за всеми его действиями в качестве заемщика будут следить в обеих кредитных организациях.
"Спасибо" кризису: такие продукты, как мониторинг заемщика, триггеры и различная аналитика, стали в последнее время гораздо более востребованными", – говорит гендиректор "Эквифакс Кредит Сервисиз" Олег Лагуткин. По его словам, БКИ смещают приоритеты в бизнесе – от предоставления кредитных отчетов они движутся в сторону продуктов по поддержанию качества портфеля. А мониторинг заемщика – теперь одна из главных услуг, которые предоставляют бюро банкам.

Неспортивный интерес. Менять бизнес-стратегию заставило резкое сокращение объемов кредитования и одновременно существенный рост просрочки по уже выданным ссудам. Еще осенью "Эквифакс Кредит Сервисиз" за­пу­стил "антикризисный пакет", включающий в себя "триггер бюро" – продукт, позволяющий банку получать уведомления об активности заемщиков в других кредитных организациях. Схожий продукт под названием "Сигнал" предоставляет и НБКИ. Предложение оказалось востребованным – уже в ближайшее время на рынке появится несколько аналогичных программ. "Установив такую систему, можно получать информацию обо всех изменениях в статусе заемщика – например, о получении им ссуды в другом банке, просрочке или же пролонгации кредитного договора", – объясняет Василий Дубов, гендиректор "Экспириан-Интерфакс", планирующего уже в ближайшее время выпустить такой продукт.

Банкиры не скрывают интереса к новым предложениям БКИ. "По своим заемщикам мне было бы полезно знать, как они платят в других банках и за какими кредитами еще обращаются", – говорит начальник управления розничного кредитования Московского кредитного банка Елена Корнеева. Правда, извлечь ощутимую практическую пользу из этой информации не получится. "В случае просрочки в другом банке мы можем лишь морально подготовиться к тому, что с большой долей вероятности она возникнет и у нас", – говорит Елена Корнеева.

Поэтому, помимо мониторинга заемщиков, крупные кредитные бюро стараются помогать банкам в процедуре скоринга. Продукт под названием "Скоринг бюро" предлагают, в частности, "Экспириан-Интерфакс", НБКИ, "Эквифакс Кредит Сервисиз". Он позволяет рассчитать вероятность возникновения просроченной задолженности более 90 дней в течение года после оценки заемщика. Подключив данную услугу, банк по запросу в бюро получает не только кредитный отчет, но и балл (в диапазоне от 1 до 850-1000), говорящий об уровне кредитоспособности по­тен­ци­аль­но­го или действующего клиента. "Продукт особенно востребован во время кризиса и может использоваться не только для выдачи новых ссуд, как принято считать, но также и для управления качеством кредитного порт­фе­ля, лимитами по пластиковым картам, а также для расстановки приоритетов при сборе задолженности", – уверен Олег Лагуткин.

Кстати, бюро столкнулись с наплывом самих заемщиков. В кризис все больше граждан по тем или иным причинам допускают просрочки по платежам, впоследствии интересуясь, как это отразилось на их кредитной исто­рии. По закону заемщик имеет право ознакомиться с ней бесплатно лишь один раз в год. Все остальные запросы обойдутся ему в 300-500 рублей. Однако в крупных бюро повышенное любопытство граждан вряд ли поспособствует серьезному росту денежного потока. "Этот заработок для БКИ не может быть существенным", – признает Олег Лагуткин. По словам Василия Белова, его бюро получает от заемщиков, регулярно проверяющих свою кредитную историю, не более 1% доходов. Примерно 40% – от продажи дополнительных продуктов и около 60% – за счет предоставления кредитных отчетов.

Правда, по словам экспертов, продажи дополнительных продуктов будут расти. "Сейчас кредитные организации готовы использовать все доступные средства, которые помогут им избежать убытков", – уверен гендиректор Национального кредитного бюро Владимир Малеев. Например, в бюро "Экспириан-Интерфакс" проходит последнее тестирование продукт, позволяющий проводить ретро-анализ кредитных историй. Благодаря этому банк может оценить возможности своей скоринговой карты и при необходимости внести в нее изменения.

Среди тех, кто мог бы стать потребителем новых продуктов кредитных бюро, Владимир Малеев называет и телекоммуникационных гигантов – "Вымпелком", МТС и "Мегафон". Им в условиях кризиса тоже приходится уделять гораздо больше внимания подключающимся абонентам, чтобы определить тех, кто уже "отличился" стремлением не платить за разговоры. Данные об этих не­пла­тель­щи­ках, по мнению Владимира Малеева, могут пригодиться и банкам.

Внимание юрлицу. Тем не менее большая часть кредитных бюро, которые по тем или иным причинам не успели к разделу рынка, оказалась на грани выживания. "Маленькие бюро и раньше жили бедно, – говорит Владимир Малеев. – Некоторым в свое время показалось, что они нашли "золотое дно", но действительность оказалась прозаичнее". Теперь выживать им приходится за счет непрофильной деятельности, в том числе и довольно экзотической – например, выдачи электронных цифровых подписей. "Это совсем не связано с предоставлением кредитных отчетов, но и не запрещено законом", – признает гендиректор бюро БПЛ Андрей Шестаков. Побочных заработков не гнушаются даже достаточно крупные игроки: НКБ за плату предоставляет данные о юрлицах, их учредителях и руководителях из ЕГРЮЛ, а "Экспириан-Интерфакс" – из базы СПАРК.

Но кризис открыл и новые глубины для бизнеса БКИ. "Помимо оценки рисков граждан, мы занимаемся оценкой кредитных рисков юри­ди­че­ских лиц", – рассказывает Владимир Малеев. По его словам, оценка кредитных рисков компаний становится сейчас для его кредитного бюро существенным источником дохода. По докризисным данным ЦБ, на октябрь 2008 года 99,7% накопленных кредитных историй принадлежало фи­зи­че­ским лицам. Но теперь крен потихоньку меняется в сторону "юриков". Это благодатная почва для бизнеса БКИ, уверены спе­циа­ли­сты. Теперь для принятия решения о выдаче кредита какой-либо компании банк старается получить в несколько раз больше информации, чем еще год назад, в том числе и ее кредитную историю. "Спрос на этом рынке не только не падает в связи с кризисом, но и растет", – подтверждает Владимир Малеев.

Гендиректор Столичного кредитного бюро Алексей Борздун утверждает, что к нему уже обращались несколько региональных банков с предложением предоставлять данные о корпоративных заемщиках, несмотря на то что само кредитное бюро официально начало работать лишь месяц назад. "Конечно, этот сегмент рынка нам интересен, поэтому мы будем аккумулировать кредитные истории юрлиц", – говорит Алексей Борздун.

Несмотря на все сложности, на рынке продолжают появляться новые игроки: в конце февраля ФСФР внесла в свой реестр межрегиональное бюро кредитных историй "Кредо" (Камышин) и Пермское региональное бюро кредитных историй. Правда, по словам экспертов, у новых операторов очень мало шансов вклиниться в стройные ряды лидеров бизнеса.

Источник: Финанс

«Кредит Банк 24»
© 2008 — 2019
p